Как воспитать ответственность у ребенка
Ответственное поведение Все цивилизации и общественные формации в истории человечества ставили вопрос, как воспитывать ...

Одаренные  дети и дети неполноценные
Детей, одаренных выше среднего, т. е. тех, которые обладают более высокими интеллектуальными способностями, чем большинство ...

 Два дома для ребенка
После развода родителей у ребенка может появиться чувство, что он не такой, как его друзья по играм или одноклассники, и завидовать ...

Подростки и родители: сложности возраста, сложности взаимоотношений
Как правило, родители нацеливают своих повзрослевших детей на всестороннюю самостоятельность. В нашем обществе, однако, ...

От игры к реальности: детские ролевые игры
Игры способствуют умению концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, личности и творческой энергии. В игре ...

Игрушки в жизни ребенка
В первые два-три года жизни ребенок окружает себя объектами - игрушками, которые выполняют роль, своего рода посредников, ...

Разъезд свершился
Вступление в силу законных изменений жизни - новое место жительства, переселение и т. д. - представляет собой конец старой ...

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Наши детки: воспитание, развитие

Детские игры

Игры способствуют умению концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, личности и творческой энергии. В игре ребенок выражает себя, свои эмоции и свое отношение к взрослым, имитируя их мир и их действия. Он все больше и больше познает цену реальности и привыкает к ней. Когда ребенок погружен в игру, это самый лучший момент понаблюдать, насколько развиты его моторика и координация, с какой точностью он берет и передвигает предметы, как учится складывать кубики, рисовать, вырезать, развивая тем самым свой интеллект. Образные и ролевые игры - первая возможность для ребенка примерить к себе и на защищенном поле понять общепринятые нормы.

 

Эксперименты с предметами

Дети открывают для себя мир предметов посредством всех органов чувств, особенно посредством зрения, осязания и слуха. Пока они малы, они засовывают предметы себе в рот и при помощи языка и губ знакомятся с материалом и формой предметов. Позднее они узнают вещи, не прикасаясь к ним. Первоначально для младенца существуют лишь те объекты, которые находятся в поле его зрения: чего они не видят, то «исчезло». Когда ребенок роняет пустышку, он не в состоянии найти ее около себя, она для него перестала существовать. Предметы, к которым малыш привязан особенно, играют важную роль в его психическом развитии, потому что он воспринимает их как часть самого себя или замену матери, которая в данный момент отсутствует.

Ассимиляция

В первые годы жизни ребенок имеет собственное представление о мире и интерпретирует его на основе накопленного опыта. Запомнив, что погремушка, если ее трясти, издает звуки, он трясет и другие предметы, чтобы они зазвучали. Этот процесс ассимиляции сначала искажает картину мира; если ребенок, например, заметил, что собака лает, он будет ожидать лая и от других четвероногих. Т.е. ребенок пытается толковать явления так, чтобы они соответствовали приобретенному им опыту.

Аккомодация

Для малыша погремушки, детские кольца и другие игрушки выполняют важную функцию: он учится хватать их, передвигать в пространстве и следить за ними глазами.

Аккомодация идет всегда параллельно ассимиляции. Когда малыш пытается применить свой опыт на практике, он видит, что предметы ведут себя не так, как он ожидал, и его ложное видение реальности меняется, пока не совпадет с нею. Его умственные построения приспосабливаются к реальности. Совокупный процесс этого приспособления, складывающийся из ассимиляции и аккомодации, называют адаптацией.

Бывают игрушки или предметы, которые имеют для маленького ребенка особое значение. Уинникот называет их «транзитивными объектами». Они дают ребенку ощущение безопасности и заменяют близкого человека, мать когда ребенок ее не видит.

Некоторые дети очень привязаны к определенным предметам, всегда таскают их за собой и боятся потерять. Если желательно отучить ребенка от этого, то действовать нужно с осторожностью.

Подражание

В игре дети дают простор фантазии и часто удаляются от реальности. Подсказку для игры они получают от взрослых, но перерабатывают ее и видоизменяют. Ребенок наблюдает за родителями и действует подобно им: надевает материнские туфли, воспитывает игрушечных зверей, делает вид, что уходит на работу, как папа. Опыт, который приобретается при игре во взрослую жизнь, не только доставляет удовольствие, но и развивает образное мышление. Через игру ребенок ассимилирует реальность и дифференцирует ее от собственного мира. Он имитирует правила повседневной жизни, но изменяет их по своему желанию.

В игре царят фантазия и произвол, но, соприкасаясь с реальностью и вовлекая ее элементы в игру, ребенок постепенно входит в реальность. Через имитацию и трансформацию он учится понимать и преодолевать собственные внутренние конфликты. Так например, по условиям игры он упрекает строгого учителя, повторяет сам себе запреты, которые часто слышит и, таким образом, примиряется с менее приятными аспектами своей реальной жизни. В игре он может переступить границы и нарушить правила, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Например, дети часто играют в полицейских и грабителей. Пойманные преступники «приговариваются» к различным наказаниям.

Маленькие девочки охотно подражают матери, так как осознают себя будущими женщинами. Идентификация себя с лицом того же пола необходима в плане развития сексуальной идентификации. Имитация в игре очень важна, так как ребенок учится понимать поведение взрослых.

Благодаря способности к символическим представлениям ребенок может свести комплексные действия к упрощенным жестам. Несколько движений и звуков - и вот уже он помешивает в кастрюльке, укачивает младенца или ремонтирует машину.

Одни и те же предметы в его играх выполняют разные роли. Примерно в 18-недельном возрасте он узнает, что предметы не перестают существовать, если исчезают из виду, и может играть с ними, даже если их у него нет: он изображает, что ест ложкой, или подражает тому, что делают взрослые. В 2-3 года его игра составлена из простых взаимосвязанных действий: он укачивает куклу, называет ее по имени и т.д.

Еще позднее условия игры усложняются: кукла становится дочкой, заболевает, плачет, хочет есть и т. д. Предметы выполняют функции тех вещей, с которыми не имеют ни малейшего сходства. Коробка может стать поездом, домом, собачкой или чем угодно. По прошествии времени в ролевых играх ребенок имитирует ситуации реальной жизни и постепенно приучается к социальным нормам и правилам.

В символических играх простейшие предметы выполняют назначенные им функции. Обувная коробка превращается в автомобиль или электромобиль , поезд, собачку.

В играх ребенок не только учится, но проявляет свои эмоции и избавляется от агрессии. Он злится, если что-то не получается, и так привыкает преодолевать неблагоприятные ситуации и контролировать свои эмоциональные проявления. Он все больше усложняет умственные построения и привыкает к общению, даже если играет один, потому что вокруг него придуманные им персонажи. Он создает собственные правила игры, и вот уже есть база для чувства ответственности. Шаг за шагом, через ассимиляцию и аккомодацию укрепляется связь с реальностью. В ролевой игре ребенок воображает себя кем-то другим и смешивает реальность и фантазию.

По книге «Мать и дитя. Дети старшего возраста»

 
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

В комментариях не допускаются оскорбления, нецензурные выражения. Спам не публикуется


Защитный код
Обновить

Как подружиться с домашними заданиями на лето Наши детки: воспитание, развитие
Как подружиться с домашними заданиями на лето
Летние месяцы – законное время отдыха школьника, так ...

Влияние насилия в СМИ на детей Наши детки: воспитание, развитие
Влияние насилия в СМИ на детей
Средства массовой информации (телевидение, радио, кино, ...