Эмоциональный мир ребенка с возрастом меняется. Его эмоциональная реакция на людей и окружающую действительность бывает разной в зависимости от ситуации. Маленькие дети во всех случаях склонны добиваться желаемого слезами и упрямством. Периодически дети вынуждены менять свое поведение.
Ребенок может иногда плакать, упрямиться, отвергать мать, затем снова переполняться любовью и быть дружелюбным, иногда реагировать на критику с чрезмерной чувствительностью, ощущать ревность к братьям и сестрам и т. д. Вначале реакция на свои собственные эмоции несдержанная, но со временем он приобретает все больший самоконтроль и все в большей мере следит за своими действиями.
Решающее значение для формирования характера ребенка и его поведения имеют родители.
Период нестабильности
В шесть лет ребенок очень непостоянен в своих реакциях. Ребенок очень чувствителен и его нелегко утешить. Он может внезапно взорваться из-за малейшей мелочи и занять вызывающую упрямую позицию, например в тех случаях, когда мать ему что-то не разрешает или он должен выполнить свои задания и пр.
В таких обстоятельствах он может стать агрессивным, начать плакать, демонстрировать открытое непослушание и даже дать волю рукам в отношении сиюминутного «противника».
Робость и неуверенность
Негативное отношение и приступы гнева не редкость у шестилетних детей, так как им трудно приспособиться к происходящим изменениям. Часто у них появляется негативная реакция к требованиям, которые предъявляют к ним взрослые.
Когда дети начинают понимать, что взросление связано с рядом обязанностей, которые они должны выполнять, то вначале они реагируют на это с неуверенностью. Часто они кажутся печальными, и попытки взрослых утешить их не всегда дают результат.
В семь лет реакции ребенка не столь интенсивны, как год назад. Если он плачет, то у него есть определенная причина для этого, и часто это бывает ситуация, в которой он чувствует себя изолированным, заброшенным или неуверенным по отношению к другим.
Спонтанные взрывы гнева бывают существенно реже, но дома часто можно слышать крик и рев ребенка, когда он хочет, чтобы взрослые ему уступили в каком-нибудь вопросе. В определенных ситуациях он кажется робким, напряженным и замкнутым, часто возникает впечатление, что имеешь дело с маленьким пессимистом. Иногда он чувствует себя неспособным делать вещи, которые полностью соответствуют его возрасту, так как его все еще не покидает чувство неуверенности в своих силах. Напряженность находит разрядку в спорах и дискуссиях с родителями. Он еще не может сознавать своих ошибок, часто ищет отговорки и предлоги.
Неуравновешенность и нетерпеливость
В восемь лет наибольшая неуверенность преодолена, ребенок кажется менее задумчивым, чем в семь лет. В этот период он часто бывает неосторожным и отважным и одновременно проявляет очень мало терпения. Все его вопросы должны быть выслушаны и сразу получены ответы.
По отношению к родителям он требователен и сердится, если они немного медлят с ответом или реакцией и не сразу понимают вопросы. Постоянными вопросами он хочет привлечь к себе внимание родителей, ищет их помощи и нуждается в подтверждении и поддержке своих убеждений. Самые банальные дискуссии могут выразиться семейной драмой, в которой ребенок всегда чувствует себя жертвой.
Если его мнение отличается от мнения друзей, то он демонстрирует безразличие, словно это не имеет для него никакого значения. Но оставшееся недовольство выражается дома в виде гневных тирад.
Чтобы восьмилетний ребенок в своей деятельности проявлял настойчивость, родители должны его щедро хвалить.