Что не скроешь – то припудрим…
«Косметика» в переводе с греческого «kosmetice» – искусство украшать. Понятие «косметика» рассматривается в двух направлениях: во-первых, как учение о средствах и методах улучшения внешности человека и во-вторых, как средства для ухода за кожей, волосами, зубами, ногтями.
С древних времен упоминается о применении косметики. Желание украсить свою внешность было присуще людям разных эпох, оно сочеталось со стремлением к чистоте тела и лица.
Уже в пещерах ледникового периода археологами были найдены карандаши губной помады, палочки для окрашивания глаз и бровей, стержни для татуировки. Во время празднеств, религиозных ритуальных церемоний и обрядов, военных походов первобытные люди окрашивали свое тело и лицо примитивными красителями: цветными глинами и мелками, древесным углем, соком трав и листьев. Жиром животных натирали тело, предохраняя кожу от холода и жары.
С развитием человеческого общества косметика постоянно видоизменялась под влиянием объективных и субъективных причин. Со сменой эпох менялись эстетические идеалы. То, что в одно время считалось прекрасным, в другое было примитивным, а иногда даже безобразным.
Так, во времена античности в Древней Греции прически из длинных завитых волос укладывали в конусообразные пучки, волосы надо лбом располагали волнами или мелкими локонами, оставляя при этом расстояние между бровями и началом роста волос на ширину двух пальцев так как по эстетическим понятиям тех времен считалось. что женский лоб должен быть невысоким.
Косметика в Древних Греции и Риме была обязательным дополнением костюма. Сохранились изображения гречанок и римлянок за совершением туалета. Женщины и мужчины занимались спортом, так как сильное натренированное тело являлось необходимым признаком красоты. Греческие философы признавали красоту одной из доблестей человека, полагая, что красота и здоровье — главные достоинства, а благосостояние относили на третье место.
Косметика и грим были известны народам древних государств (Египет, Вавилон, Ассирия, Греция, Рим, Иудея) с давних пор. Египтяне умело применяли краски, ароматические средства не только для приукрашивания своей внешности, но и в лечебных целях: смягчали и дезинфицировали кожу при помощи составов, в основу которых входили животные и растительные жиры, знали секреты приготовления ярких иллюминированных, светящихся красок, которые получали из раковин или морских моллюсков.
Рецепты приготовления порошков, придававших коже матовый оттенок, скрывавших естественные дефекты, хранили в глубокой тайне. Египтянки окрашивали глаза черными порошками – «косметикой», подбровное пространство покрывали медным купоросом или мелкотертым малахитом.
Смывали грязь пеплом, толченым кирпичом или мелким песком. Найденные в пирамидах папирусы раскрыли нам тайны косметических рецептов.
В разные периоды развития Римского государства, особенно во времена Империй, на косметические товары тратились баснословные суммы денег. Особенно ценились порошки и мази, привезенные из Египта. Им приписывали магические свойства. Римляне много времени проводили в банях — термах, где им прислуживали специальные рабы – косметы. Они натирали тело ароматическими составами, делали массажи, лечебные ванны и души. Воздух терм был пропитан ароматом.
Стригли и брили специальные рабы — тонсоресы, обученные мастерству парикмахеров и брадобреев.
Духи добавляли в дорогие вина, обрызгивали ими арену цирка, сцену в театре. Богатые матроны имели специальные несессеры («женский мир»), содержавшие краски, инструменты для косметики.
В римских парфюмерных лавочках продавались ароматические средства, предназначавшиеся для женщин и мужчин. Для кожи тела, лица имелись масла пальмового дерева, для рук – мятные масла, для волос – мази из эфирно-масличного растения майорана. Римские женщины натирали лицо, спину, груди и руки меловым порошком, смешанным со свинцовыми белилами, для придания коже белизны.
Румянец на щеках наводили при помощи винных дрожжей и охры. Глаза и брови подводили специальными черными карандашами, грифелями, сажей.
В эпоху средних веков полчища крестоносцев, возвращаясь с аравийских земель, привезли в Европу восточные косметические средства и среди них освежающую розовую воду, которая приготовлялась из лепестков розы по особому рецепту. Тонкий, приятный аромат навевал воспоминания о прекрасном цветке. Профессор анатомии Генрих Мондвил в книге по косметике, созданной им для знатных особ в 1306 году, писал о влиянии ароматических средств на общее состояние человека, уверял в их волшебной силе.
В эпоху Возрождения косметике придавали особое значение. Итальянским монахом А. Фиренцуолой был составлен трактат о женской красоте. Автор писал, что лоб должен быть в ширину больше в два раза, чем в высоту, со светлой гладкой кожей и не слишком узкими висками. Брови темные, шелковистые, более густые к середине; белок глаза синеватый, глаза – достаточно велики и выпуклы, веки и глазные впадины должны иметь белую кожу с едва заметными жилками, а ресницы – не слишком темные. Губы должны быть не слишком тонкие и красиво лежать одна на другой. Зубы не слишком острые, цвета слоновой кости. Шея белая и скорее длинная, чем короткая, плечи широкие и т. д.
Итальянская живопись XVI века (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Беронезе, Тициан) дает возможность любоваться красавицами, которые соответствовали идеалу красоты, описанному в трактате.
В Европе косметические средства широко применяли разные слои населения. В XVII веке появилась мода на пудру. Смешав с яичным белком, ее наносили на кожу – чем толще слой, тем лучше. Английская королева Елизавета I слегка прорисовывала на слое пудры голубым кровеносные сосуды лица, чтобы подчеркнуть полупрозрачность кожи.
Позднее в набор косметических средств стали входить мушки – кусочки черного или красного пластыря, которые налепляли на лицо, чтобы скрыть оспины и бородавки. Это считалось красивым и было модно.
В XVIII веке модницы стали носить накладные брови, сделанные из кусочков мышиных шкурок, а в рот закладывали шарики из пробки, чтобы таким нехитрым приемом добиться «округлости» щек. Позднее в странах Европы появились румяна и белила, которые употребляли по требованию моды. Даже нежные девичьи лица покрывали ими. Разрисовка лица в это время была так сложна и требовала такого искусства, что дамы даже приглашали для этого художников.
В России в XVII веке вместе с европейскими костюмами стали использовать и косметические, парфюмерные средства. В книге «О государстве русском» известный английский дипломат и путешественник Дж. Флетчер писал, что в России женщины «белятся и румянятся так много, что каждый это может заметить. Однако там никто не обращает на это внимание, потому что у них таков обычай, который не только вполне нравится мужьям, но даже сами они позволяют своим женам и дочерям покупать белила и румяна для крашения лица».
Пудра и румяна накладывались густым слоем, из-за этого лицо напоминало маску. На многочасовых увеселительных празднествах дамы должны были поправлять грим, так как цинковые белила, пользовавшиеся большой популярностью среди модниц, подсыхая, отваливались кусками с лица. Вельможи, придворная знать приобретали краски и мази, привозимые из Европы. Особенно ценились французские, аромат и изящная упаковка которых никого не оставляли равнодушными.
Немецкий путешественник Адам Олеарий упоминает о поразившем его внешнем виде русских красавиц: «русские женщины в городах все почти румянятся, притом чрезвычайно грубо и неискусно; при взгляде на них можно подумать, что они намазали себе лицо мукой и потом кисточкой накрасили себе щеки; они красят брови и ресницы черной, а иногда коричневой краской». В деревнях щеки румянили свеклой, а брови чернили сажей и углем. Применяли пахучие травы, настои, порошки из толченых лепестков и листьев.
В XVIII веке в России выпускались дешевые книжки, содержавшие не только косметические рецепты, но и рецепты варки мыла. Популярна была книга изобретателя-химика Дмитрия Ладыгина – «Указание простому народу о силе и годности пепла или золы древесной». В ней автор не только давал советы, но и брался обучить мыловаренному делу. В XVII веке немецкий автор И. Ф. Кильбургер писал, что «ни один народ не может делать сего товара дешевле, потому что они (русские) имеют во множестве нужные к тому припасы (как-то: золу, сало, соль, дрова)».
В 1860 году в Петербурге была создана технологическая лаборатория — нынешнее парфюмерное объединение «Северное сияние». В 1864 году в Москве открылось «Товарищество Брокар» – парфюмерно-косметическое заведение. Владелец его – французский подданный Брокар – со временем доказал, что парфюмерия, изготовлявшаяся в России, не уступала по своим качествам французской.
Оригинально оформленная, высокого качества, отечественная парфюмерия получила признание на мировом рынке. Русские парфюмерные изделия завоевали призовые места на международных выставках, прославились на внутрироссийских конкурсах. Много шума наделала «новинка», созданная на русской парфюмерной фабрике – сюрпризная коробка из десяти миниатюрных изящных предметов: оригинальная упаковка духов, мыла, одеколона, пудры, помады, саше (сухих духов, изготовленных из ароматических растений), небольшие изящные шелковые, бархатные мешочки, содержащие ароматизированные вещества для белья и платья, щетки для волос – покорили сердца модниц.
В 1882 году Брокар на одной из выставок устроил фонтан, струи которого разносили аромат производившегося на Московской фабрике цветочного одеколона. После национализации фабрики в 1918 году она была переименована в «Новую зарю», ставшую широко известной в нашей стране и в Европе.
Предшественником Брокара французом Альфонсом Ралле была основана в Москве фабрика, выпускавшая мыло, пудру, губную помаду. Фабрика носила название «Товарищество Ралле» (в настоящее время это фабрика «Рассвет»).
В царской России косметика была впервые признана законом в 1908 году; тогда был разработан и выпущен специальный циркуляр. В нем подробно говорилось, что надо сделать, чтобы получить свидетельство на право заниматься врачебной косметикой. Определялись порядок и программа обучения в школах массажа. Устав Московского института врачебной косметики был утвержден в 1910 году, и учреждение стало научным и практическим центром врачебной косметики в России. В стране было открыто и много частных салонов красоты, косметических кабинетов, отделений в парикмахерских. Интерес к косметике способствовал появлению многочисленных трудов, сборников, сообщений по соответствующим препаратам, уходу за внешностью, а также по использованию декоративных косметических средств.
В 1935 году косметологом и парфюмером Р.А. Фридманом была разработана классификация, получившая распространение во всем мире. Косметика была разделена им на декоративную, врачебную, гигиеническую (профилактическую). Врачебную называют еще специальной, лечебной. Врачи-косметологи разрабатывают методы и средства, которые могут способствовать не только украшению внешности людей, но и исправлению небольших дефектов, предупреждению некоторых недостатков. Декоративная косметика применяется как в жизни, быту, так и актерами на сцене театра и в кино; во втором случае она называется гримом. Бытовая косметика имеет массу средств, которые применяются и в театральном гриме, – например, пудра, помада, тушь, карандаши для глаз и бровей, маскара, кремы, лосьоны, лаки, духи. Но театральный грим включает специальные гримировальные краски, морилки, клей для прикрепления париков, растительности (бород, усов, бровей, ресниц и др.), мастики.
От современных косметических средств требуется не только внешний эффект, но и продолжительное благотворное внутреннее воздействие на кожу, направленное против процессов старения, преждевременного увядания кожи. В состав современных кремов и других косметических средств включаются натуральные продукты с биологически активным действием, такие как мед, маточное пчелиное молочко, цветочная пыльца, витамины, гормоны, естественные растительные соки (томатный, огуречный, лимонный, клубничный), тонизирующие препараты, экстракты трав. Эти вещества стимулируют восстановительные процессы в коже, способствуют росту новых клеток.
Специалисты-парфюмеры разработали множество средств по уходу за волосами: шампуни, жидкости для укрепления волос и от перхоти, краски, лаки для фиксации прически и т.п. Имеются средства для устранения пятен, веснушек на лице, различные пудры, грим, тени для век, тушь для ресниц, карандаши для бровей и контурные карандаши для губ, помады, лаки для ногтей и т.д.
Современная косметология как часть медицины прежде всего занимается разработкой гигиенических мероприятий по уходу за кожей, волосами, полостью рта, изучает средства и методы устранения различных косметических недостатков
Общие сведения о косметике известны многим, ежедневно мы пользуемся различными косметическими кремами, лосьонами, шампунями, помадами, пудрами, которые украшают нашу внешность; стараемся продлить свежесть кожи при помощи масок, компрессов, массажей. Но часто наши усилия базируются на собственном опыте, что может привести к обратному результату – раннему увяданию кожи, старению. Неумелое использование косметики может сделать лицо с миловидными чертами вульгарным, придать ему старообразный вид.