В детях обычно проявляются в той или иной степени одно или несколько из перечисленных ниже свойств: одни дети сверхобязательны, когда речь идет о приготовлении уроков, другие всегда вялы, некоторые рассеянны и легко отвлекаются, те торопливы и расхлябаны, иные, начав дело, никак не могут его закончить.
Стиль работы каждого нельзя изменить и навязать другой, можно только попытаться извлечь на поверхность что-то положительное и затушевать отрицательное. Примеры выполнения домашних заданий достаточно убедительны.
Постоянные сомнения, преувеличенное чувство вины и частые депрессии служат признаком навязчивых состояний, в таком случае нужно наблюдение специалиста.
Фиксация на определенной теме, если она наблюдается долгое время, также является сигналом тревоги.
Contents
Ребенок – перфекционист
Для перфекциониста нет более важного дела, чем уроки. Он долго собирается с мыслями, увлечен несколькими идеями фикс и обуреваем страхами, что сделает ошибки. Все события, которые в данный момент не в центре его внимания, проходят мимо него.
Он все время нервничает, стремится все держать под контролем и живет в постоянном стрессе. Уверенности в себе у него нет, он часто смотрит в дневник, потому что боится что-то забыть.
Апатичный ребенок
Такие дети всегда вялы, часто зевают или забираются в уголок и дремлют. У них нет желания даже поиграть. Их родителям следует выяснить, не страдает ли ребенок физическими или психическими расстройствами: полное обследование проведет детский врач. Кажется, что таких детей ничем нельзя вывести из состояния равнодушия, но на самом деле они крайне неуверенны в себе, а их апатия коренится в подавленных страхах.
Если отсутствуют органические нарушения, то родители должны выяснить, какие психические причины кроются за постоянной вялостью и апатией ребенка.
Апатия, по виду беспричинная депрессия и отсутствие интереса ко всему на свете -сигналы тревоги. Рассеянному нужна поддержка родителей, потому что он неспособен организовать свою работу. Если ему не помочь, он никогда не научится. Не следует вешать на него ярлык бестолкового или путаника, потому что если он идентифицирует себя с этими качествами, то привыкнет с ними жить.
Рассеянный ребенок
Дети бывают рассеянными часто. Они забывают свои вещи, не знают, что задано на дом, не ощущают времени и любая мелочь отвлекает их от работы. Если указать им на забывчивость, они дают отпор, потому что не понимают упрека. И на самом деле они не в состоянии стать другими. Рассеянные дети нуждаются в понимании и помощи, порицание не поправляет дела. Вместо этого нужно с добротой и терпением вместе с ребенком стараться поднять уровень концентрационной способности.
Ребенок – спорщик
Несговорчивый ребенок всегда протестует, противоречит всему, что ему говорят, и не хочет делать уроки, потому что, по его мнению, они бесполезны. Не существует аргументов, способных поколебать его, у него сложившиеся и нерушимые мнения. Для спорщика мысль о том, что кто-то другой может быть прав, равносильна поражению, которого ему не перенести. Поэтому нет смысла затевать с ним борьбу, ребенок будет только крепче держаться за свои слова. Правильнее переждать момент и позднее в разговоре предложить ребенку вариант, меняющий его позицию.
Родители не должны подыгрывать спорщику и ввязываться в бесполезную дискуссию. Столкновение с упрямцем не разрешит конфликта, и это относится не только к детям.
Если такой ребенок упорствует в чем-либо и не поддается никаким аргументам, то совершенно необходимо найти путь к взаимопониманию, объяснив ему, что есть обязанности, которые важнее, чем его своеволие.
Упрямство и бунтарство характерны для молодежи и могут быть положительным фактором, если речь идет о защите альтруистичных идеалов.
Подвижный ребенок
Очень подвижные дети всегда успевают все раньше других, только не спрашивайте, как они справились с делом. Они не прилагают никаких стараний, заканчивают все за несколько минут и не заботятся о качестве сделанной работы. Спеша закончить поскорее уроки, торопливый ребенок прочитывает, например, текст только до середины и пропускает половину данных из задачки. Из-за этого решение задач изобилует неряшливостью, письменные упражнения полны описок, а понимание прочитанного тоже оставляет желать лучшего. Такие дети никак не могут служить примером аккуратности.
Медлительный ребенок
Медлительного ребенка не нужно путать с ленивым, поскольку медлительный готов сделать свою работу и представить ее в лучшем свете.
Он не перфекционист, ему всего лишь нужно побольше времени. Иногда он настолько увязает, что приготовление уроков превращается в нескончаемую процедуру. Перед началом работы он медленно и рассудительно готовит орудия труда и теряет на это много времени. Он точит карандаши, тщательно раскладывает на письменном столе книги и тетради, затем глубоко задумывается о предстоящей работе, занимаясь иногда подолгу неважными и второстепенными вещами.
Такие дети нуждаются в четком расписании и хорошей организации. Установив однажды максимальное время на выполнение определенного задания – оно не должно быть очень коротким, – нужно проследить, чтобы ребенок соблюдав его. Очень важно, чтобы он научился выделять в каждой работе самое существенное.
Психомоторное и интеллектуальное развитие у всех детей протекает в индивидуальном ритме, который совсем не обязательно совпадает у детей одного возраста.
В ряде случаев нужно выяснить, нет ли в основе причин патологического характера. Подвижные дети должны запомнить, что качество работы важнее, чем срок ее выполнения.
Очень полезно установить минимальное время для выполнения заданий, чтобы у ребенка не было соблазна поскорей разделаться с уроками и подольше поиграть.