В XVIII в. француз Жан-Жак Руссо впервые описал юношеский возраст в той форме, в которой мы его видим сегодня. Новым было рассмотрение этого возраста не с точки зрения физиологических изменений человека, а с точки зрения интеллектуального и общественного его развития.
С тех пор юношеский возраст все в большей мере рассматривается как решающая фаза личного и социального становления человека. Сегодня он считается не только одним из ключевых моментов раскрытия и роста личности, но и верным отражением социальных противоречий и проблем экономического и культурного характера в современном обществе.
Роль семьи вчера и сегодня
В прежние времена будущее ребенка было предначертано сразу после его появления на свет. Было ясно, что он вырастет в большой семье с родителями, братьями, сестрами, родственниками и их детьми, поскольку семьи существовали в большинстве случаев в этой форме. При этом роль главы семьи играл ее старейший член.
Повзрослев, ребенок должен был освоить ту профессию, которая уже существовала в семье, и после завершения обучения, примерно в 18 лет, уже сам создать семью и стать взрослым.
Сегодня семьи стали меньше и состоят из родителей и их детей. К тому же семья теперь не единственное социальное окружение ребенка: он с раннего детства знакомится с такими учреждениями, как ясли, детские сады, школы, молодежные группы и союзы. Таким образом, семья утратила исключительную власть в воспитании и образовании детей.
Тем не менее, совместный досуг и время препровождение детей и родителей усиливает их взаимосвязь и взаимопонимание. Те семьи, где существуют свои традиции – совместное посещение кино, театра, походы в лес, праздничные фотосессии, могут с уверенностью говорить о тесной внутренней взаимосвязи внутри семьи, а родители могут быть спокойны, в том что их дети будут в первую очередь руководствоваться ценностями привитыми в такой семье.
Юношеский возраст в последнее время все больше удлиняется. С дошкольного возраста, т. е. уже между тремя и четырьмя годами, начинается длинный путь обучения, который продолжается до 22 или 23 лет, когда молодой человек заканчивает учебу в университете.
Родители берут на себя в рамках своих возможностей затраты на образование и стараются обеспечить своим детям самые лучшие возможности профессионального будущего.
В отличие от прежних времен родители только в редких случаях могут предложить своим детям пойти по своим стопам, так как теперь традиция передачи профессии в рамках одной семьи утрачена. В результате этого дети стали свободнее в раскрытии своих возможностей и больше не привязаны к профессиональной жизни родителей. Высказывания, советы, наставления взрослых чаще вызывают у них сомнения и отклоняются. Теперь в семье меньшим весом обладают иерархия и авторитет. Вследствие этого все сильнее выражается индивидуальность молодых людей.
Независимость от родителей и отделение от семейной структуры, а также взятие на себя ответственности за собственную жизнь находят выражение в конкретном аспекте: молодой человек ищет собственное жилье, где он может вести свою жизнь независимо от родителей.
Прощание с родительским домом является решающим шагом в развитии личности.
Одним из институтов, которые все еще поддерживает западное общество, является брак. Жениться и создать дом означает предстать в обществе в качестве его полноценного члена и самому построить семью. Но в наши дни очень высокие цены на покупку и аренду жилья тормозят инициативу молодой пары вести самостоятельную жизнь, и поэтому молодые люди еще долгое время живут в доме родителей.
Рынок труда для молодежи
В индустриальном обществе произошли принципиальные изменения в понятии и сущности труда. Все больше исчезает профессий ремесленников, они заменяются возрастающей автоматизацией, ручное изготовление уступает массовому производству.
Прогресс в области науки и техники значительно повысил качество жизни, но одновременно существенно снизил потребность в человеческой рабочей силе. Это обстоятельство и подобный взрыву прирост населения, который сейчас снова снизился, а также ситуация экономического кризиса привели к тому, что существует все меньше рабочих мест для все большего количества ищущих работу.
Теперь мы находимся перед парадоксальным феноменом: молодое поколение лучше образовано, чем раньше, но его представителям все труднее найти приемлемое рабочее место.
В настоящее время правительства различных стран пытаются найти решение этой нестандартной проблемы путем стимулирования создания новых рабочих мест и формирования определенных молодежных программ, а молодые люди, со своей стороны, пытаются сами найти новые возможности, чтобы быть востребованными в новых отраслях экономики и реализовать собственные идеи.
Некоторые советы родителям
- Следует избегать таких комментариев, как «раньше было лучше». Если молодые люди слышат такие высказывания, это вызывает у них негативную реакцию и страх перед будущим, так как родители таким образом выражают свою неприязнь к современному образу жизни. Лучше сравнить разные десятилетия, говоря о недостатках и преимуществах каждого периода времени. Родители должны реально смотреть на свое прошлое и не умалять шансы современного молодого поколения.
- Родители должны предоставлять детям определенную личную свободу, но они также обязаны со всей определенностью и твердостью устанавливать границы там, где это необходимо. Родители должны объяснять молодым людям свой взгляд на вещи и правила, которые они устанавливают.
- Иногда дети дольше необходимого остаются жить в доме родителей, т. к. чувствуют, что отец и мать бояться остаться в одиночестве. Они ощущают отсутствие детей как пустоту и не хотят признавать их самостоятельность. Поэтому они пытаются задерживать их рядом с собой как можно дольше. Но родители должны понять своих детей и объяснить им, как важно в жизни встать на собственные ноги, тем самым помочь им сформировать оптимистическую позицию в отношении своей независимости.