Детей, одаренных выше среднего, т. е. тех, которые обладают более высокими интеллектуальными способностями, чем большинство их сверстников, нельзя рассматривать просто как избранных.
Дети высокой степени одаренности обладают тремя типичными чертами: высоким интеллектом, высокой мотивацией и особым творческим мышлением. Это проявляется в быстром понимании, хорошей памяти и молниеносной переработке информации. Они прекрасно воспринимают юмор и критику, остроумны, интересуются различными идеями и характеризуются стремлением к исследованию.
Проблемы детей или школы?
Главной проблемой школьного преподавания является тот факт, что одаренный выше среднего ребенок теряет интерес к учебе. Это объясняется тем, что он уже владеет всем учебным материалом, который дается на уроке, в то время как другие еще заняты его освоением.
В результате ребенок начинает терять интерес к школе и направлять свою жажду знаний на источники вне ее, поскольку все, что предлагают ему учителя и одноклассники, кажется ему скучным и не имеющим интереса. Сегодня для удовлетворения потребностей таких учеников существуют программы успеваемости, учитывающие их более высокие способности.
Коэффициент интеллекта
Коэффициент интеллекта является результатом теста на интеллект и выводится как частное из возраста интеллекта и биологического возраста. Оно описывает отклонение от средней величины, специфической для данного возраста. Практическое значение теста должно всегда рассматриваться в соотношении с другими факторами, так как он один считается мало содержательным и спорным. Средней величиной специфического для данного возраста интеллекта является 100, величина ниже 70 расценивается как более или менее выраженный дефицит интеллекта, при величинах свыше 120.
Неполноценные дети
Не у всех детей одинаковые физические и умственные способности. По той или иной причине они могут нести груз умственной или физической отсталости. Отсюда вытекает необходимость особого школьного образования, соответствующего их специфическим потребностям. Они нуждаются в помощи и специальных приспособлениях, позволяющих не отставать от остальных в учебе и дающих доступ ко всему оборудованию. Тесное сотрудничество между специализированными педагогами и ухаживающим персоналом обеспечивают детям помощь, в которой они нуждаются, во всех областях.
Некоторые особенности поведения и характера неполноценных детей могут быть непонятны одноклассникам, если им не даны исчерпывающие объяснения.
Неполноценность ребенка не должна рассматриваться как обстоятельство, делающее невозможным его жизнь в обществе. В зависимости от степени неполноценности ее можно смягчить путем стимуляции, социальной интеграции и учебы, и неполноценный ребенок может хорошо или плохо развиваться в рамках своих возможностей. Сегодня законодательство в основных направлениях развития общественных школ, а также на рынке труда предусматривает интеграцию неполноценных людей – они тоже имеют право на образование и работу.
Различные учреждения тесно сотрудничают со школами для того, чтобы неполноценный ребенок смог принимать участие в любых занятиях в школе, которая получает необходимую поддержку и стимуляцию и персонально патронируется. Для обучения таких детей разрабатываются специальные программы про-движения.
Каждый ребенок должен работать в соответствии со своими интеллектуальными способностями, и в его силах развить свой потенциал как можно лучше. На основе этого плана воспитания, начиная с предварительного обучения, ребенок интегрируется в нормальную школу и принимает участие во всех ее занятиях. Он может, как и все другие дети, достичь своей личной цели обучения.
Неполноценные дети, как и все остальные дети, должны успешно закончить учебный год. В противном случае принимается решение о повторении неуспевающим ребенком данного года обучения или переводе в следующий класс без учета оценок.