От игры к реальности: детские ролевые игры

Детские игры

Игры способствуют умению концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, личности и творческой энергии. В игре ребенок выражает себя, свои эмоции и свое отношение к взрослым, имитируя их мир и их действия. Он все больше и больше познает цену реальности и привыкает к ней. Когда ребенок погружен в игру, это самый лучший момент понаблюдать, насколько развиты его моторика и координация, с какой точностью он берет и передвигает предметы, как учится складывать кубики, рисовать, вырезать, развивая тем самым свой интеллект. Образные и ролевые игры – первая возможность для ребенка примерить к себе и на защищенном поле понять общепринятые нормы.

 

Эксперименты с предметами

Дети открывают для себя мир предметов посредством всех органов чувств, особенно посредством зрения, осязания и слуха. Пока они малы, они засовывают предметы себе в рот и при помощи языка и губ знакомятся с материалом и формой предметов. Позднее они узнают вещи, не прикасаясь к ним. Первоначально для младенца существуют лишь те объекты, которые находятся в поле его зрения: чего они не видят, то «исчезло». Когда ребенок роняет пустышку, он не в состоянии найти ее около себя, она для него перестала существовать. Предметы, к которым малыш привязан особенно, играют важную роль в его психическом развитии, потому что он воспринимает их как часть самого себя или замену матери, которая в данный момент отсутствует.

Ассимиляция

В первые годы жизни ребенок имеет собственное представление о мире и интерпретирует его на основе накопленного опыта. Запомнив, что погремушка, если ее трясти, издает звуки, он трясет и другие предметы, чтобы они зазвучали. Этот процесс ассимиляции сначала искажает картину мира; если ребенок, например, заметил, что собака лает, он будет ожидать лая и от других четвероногих. Т.е. ребенок пытается толковать явления так, чтобы они соответствовали приобретенному им опыту.

Аккомодация

Для малыша погремушки, детские кольца и другие игрушки выполняют важную функцию: он учится хватать их, передвигать в пространстве и следить за ними глазами.

Аккомодация идет всегда параллельно ассимиляции. Когда малыш пытается применить свой опыт на практике, он видит, что предметы ведут себя не так, как он ожидал, и его ложное видение реальности меняется, пока не совпадет с нею. Его умственные построения приспосабливаются к реальности. Совокупный процесс этого приспособления, складывающийся из ассимиляции и аккомодации, называют адаптацией.

Бывают игрушки или предметы, которые имеют для маленького ребенка особое значение. Уинникот называет их «транзитивными объектами». Они дают ребенку ощущение безопасности и заменяют близкого человека, мать когда ребенок ее не видит.

Некоторые дети очень привязаны к определенным предметам, всегда таскают их за собой и боятся потерять. Если желательно отучить ребенка от этого, то действовать нужно с осторожностью.

Подражание

В игре дети дают простор фантазии и часто удаляются от реальности. Подсказку для игры они получают от взрослых, но перерабатывают ее и видоизменяют. Ребенок наблюдает за родителями и действует подобно им: надевает материнские туфли, воспитывает игрушечных зверей, делает вид, что уходит на работу, как папа. Опыт, который приобретается при игре во взрослую жизнь, не только доставляет удовольствие, но и развивает образное мышление. Через игру ребенок ассимилирует реальность и дифференцирует ее от собственного мира. Он имитирует правила повседневной жизни, но изменяет их по своему желанию.

В игре царят фантазия и произвол, но, соприкасаясь с реальностью и вовлекая ее элементы в игру, ребенок постепенно входит в реальность. Через имитацию и трансформацию он учится понимать и преодолевать собственные внутренние конфликты. Так например, по условиям игры он упрекает строгого учителя, повторяет сам себе запреты, которые часто слышит и, таким образом, примиряется с менее приятными аспектами своей реальной жизни. В игре он может переступить границы и нарушить правила, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Например, дети часто играют в полицейских и грабителей. Пойманные преступники «приговариваются» к различным наказаниям.

Маленькие девочки охотно подражают матери, так как осознают себя будущими женщинами. Идентификация себя с лицом того же пола необходима в плане развития сексуальной идентификации. Имитация в игре очень важна, так как ребенок учится понимать поведение взрослых.

В символических играх простейшие предметы выполняют назначенные им функции. Обувная коробка превращается в автомобиль, поезд, собачку.

В играх ребенок не только учится, но проявляет свои эмоции и избавляется от агрессии. Он злится, если что-то не получается, и так привыкает преодолевать неблагоприятные ситуации и контролировать свои эмоциональные проявления. Он все больше усложняет умственные построения и привыкает к общению, даже если играет один, потому что вокруг него придуманные им персонажи. Он создает собственные правила игры, и вот уже есть база для чувства ответственности. Шаг за шагом, через ассимиляцию и аккомодацию укрепляется связь с реальностью. В ролевой игре ребенок воображает себя кем-то другим и смешивает реальность и фантазию.

По книге «Мать и дитя. Дети старшего возраста»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *