Contents
Что означает личная ответственность ребенка
Под личной ответственностью понимается, что человек берет на себя последствия своих поступков и осознает их. Ответственность связана со свободой выбора, свободой воли. Младенец с рождения предназначен для принятия на себя ответственности по той простой причине, что он принадлежит к роду человеческому. Чем старше он становится, тем больше расширяются рамки его личной ответственности. Уже в младенческом возрасте существует свободный выбор: ребенок может сосать молоко или отказаться, плакать или молчать и в определенном смысле он несет ответственность за свои поступки.
Обычно старшие дети чувствуют себя ответственными за младших и обучают их многим вещам. Однако не следует нагружать их слишком большой ответственностью.
Ребенок ответственен за свои поступки
Как упоминалось, принцип личной ответственности проистекает из свободной воли человека, которая побуждает его совершать поступки с различными последствиями. К шести годам эгоцентрическая фаза в развитии ребенка заканчивается, хотя он еще неспособен понять точку зрения другого человека. Зато теперь он может составить мнение об окружающем мире и задавать себе вопросы о жизни и ее смысле, о добре и зле, потому что мыслит уже в отвлеченных категориях. Способность ребенка нести личную ответственность складывается параллельно с идентификацией себя как индивидуума, отличного от родителей. Согласно психологу Жану Пиаже, передаваемые родителями знания могут запечатлеться в сознании ребенка только в процессе трансформации и преобразования в собственные знания ребенка.
Кто был Жан Пиаже?
Жан Пиаже (1896—1980) – швейцарский психолог, чьей специальной областью было физическое развитие психики ребенка или психология развития. Профессор Пиаже возглавлял исследовательскую группу, занимавшуюся познавательными способностями детей разного возраста. Он выдвинул тезис, что развитие интеллекта происходит последовательными фазами, в которых отражается весь эволюционный процесс человеческого разума.
Правильно, если ребенок с ранних лет приучен распоряжаться своими вещами, потому что он скорее привыкнет содержать их в порядке; следует поручать ему как можно чаще отыскивать какой-либо предмет одежды или игрушку.
Ребенок – активная личность
Является ли ребенок пассивным существом, из которого можно вылепить что угодно, или он – индивидуальность, развитию которой можно помочь, которой можно частично управлять, но нельзя изменить ее в целом? В зависимости от ответа подход к воспитанию будет разный. 1. Ребенок получает знания, перенимает умения и моральные устои без изменений от взрослых. 2. Ребенок воспринимает выученное в ходе управляемого им самим процесса, и отношения между ним и взрослым опосредованные. Взрослея, ребенок не только перенимает те нормы, по которым он различает добро и зло, но и модифицирует их в процессе мышления и накопления опыта, прежде чем сделать их своими.
Возраст детей и ответственность
Совершенно очевидно, что от трех- или четырехлетнего малыша нельзя требовать той же меры личной ответственности, что и от более старшего ребенка или от подростка. Кроме возраста, значение имеют индивидуальные характеристики, так как дети одного возраста достигают разной зрелости в физическом и психическом смысле. Но под присмотром и под внимательным руководством родителей даже малыши могут шаг за шагом учиться ответственности. После шести лет ребенок прекрасно взаимодействует с другими детьми. Он посещает школу и реализует свой потенциал в учебе, осваивая системные концепции. Так он приобретает все больше автономии. Как говорит Пиаже, он вырабатывает свои моральные убеждения, вытекающие из преподанных ему родителями простых правил. Одновременно происходит формирование собственных суждений и открытие, что из каждого правила всегда есть исключение.
Человек всегда ответственен за свои действия, но мера ответственности зависит от возраста и духовной зрелости.
Ставим посильные задачи для ребенка
Иногда родители ожидают от детей, что они справятся со всеми задачами без посторонней помощи, предполагая их достаточную зрелость, которой на самом деле нет. С другой стороны, бывают папы и мамы, снимающие с детей всякую ответственность и не допускающие их автономии. Разумеется, многие задания и обязанности подлежат исключительно компетенции родителей, и глобальная ответственность за организацию семейной жизни лежит на их плечах. Однако некоторые мелкие задания могут быть в соответствии с возрастом переданы детям. Это помогает им развивать личность и радоваться растущей самостоятельности. Старшие дети могут присматривать за младшими, но не взваливать на себя роль родителей. Ребенку следует объяснить четко и доступно, в чем обязанности каждого члена семьи. Таким образом, каждый делает свое дело и самостоятелен в своих пределах. Сама концепция и ее реализация должны быть ясны ребенку.
Дети могут помогать родителям в определенных делах, но следует помнить, что порученные им обязанности должны соответствовать возрасту и уровню развития.
Юный Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт был вынужден с юных лет нести бремя ответственности. Его исключительная музыкальная одаренность использовалась отцом в меркантильных целях, он возил вундеркинда с гастролями по всей Европе. Моцарт был перегружен обязанностями, позже у него сложились тяжелые взаимоотношения с отцом.
Слишком ответственные дети
Иные дети не дают себе ни минуты передышки при выполнении своих обязанностей. Они опасаются сделать что-то неверно или недостаточно хорошо. У них болит душа, когда они недомогают и не могут идти в школу. Хотя родителям и воспитателям импонирует такое высокое чувство ответственности, они должны понимать, что преувеличения здесь чреваты последствиями: слишком ответственные дети, стремящиеся соответствовать желаниям старших и берущие на себя обязанности взрослых, страдают приступами страха, нарушениями сна или ночным недержанием. В случае неуспеха они тяжело переживают его.