Знания о своем теле
В первые два года ребенок учится воспринимать себя как индивидуума и проявлять внимание к собственному телу. В возрасте 2—5 лет он внимательно наблюдает за развитием тела, узнает о различии между полами и идентифицирует себя как мальчика или девочку. К повреждению на теле он относится с озабоченностью.
В два года малыш может назвать важнейшие части тела и указать на них, в 3—4 года на его рисунках можно узнать людей и предметы, которые играют роль в его жизни.
Изображенные им человеческие фигуры показывают его представление о самом себе. С годами рисунки становятся все более реалистичными.
Двухлетний ребенок различает части своего тела, а также умеет указать на носик, глазки, ушки и ротик. В пределах своих речевых возможностей он может и назвать их.
Также читайте:
Развитие речи малыша: от чего зависит и как влияет на всю последующую жизнь
Проблемы в школе? Выявляем причины
Постепенно малыш начинает различать такие части тела, как руки, ноги, пальцы на руках и ногах и т. д. Он проявляет интерес к половым органам и чуть позже сможет по физическим признакам узнавать мужчин и женщин.
Поскольку ребенок уже знает части своего тела, он в состоянии заботиться о них. Причинив себе боль, он может сказать, где больно.
Обучение счету
Примерно на 3-м году жизни ребенок может наизусть сосчитать до 10 или до 20, еще не понимая, что означают числа.
Количество, обозначаемое числом, он определяет на примере вещей, знакомых ему, например на пальцах своей руки. Между тремя и четырьмя годами он может сосчитать несколько предметов и различает предметы по величине.
На пятом году он знакомится с понятием «нуль» и понимает, что такое сложение. В шесть лет он может производить арифметические действия сложения и вычитания. В семь лет – понимает двузначные числа и различает четные и нечетные.
Чтение и письмо
Овладение навыками чтения и письма является важнейшей задачей для ребенка и требует мобилизации всех его способностей.
Являясь базой для будущего школьного учебного процесса, эти навыки имеют фундаментальное значение. Предпосылкой для развития навыков служит адекватный речевой, психомоторный и умственный уровень развития. Речевой уровень предполагает, что ребенок отчетливо артикулирует и может пересказать ряд событий в их логической последовательности.
При целенаправленной деятельности ребенок действует преимущественно либо правой, либо левой рукой, т. е. определилась его право- или леворукость. Чувство равновесия у него в порядке. Кроме того, он способен концентрировать свое внимание более чем в течение 30 мин, чертить диагональные линии и находить сходство или различие двух простых рисунков.
В шесть лет дети не только знают числа, но и понимают, что числа математически обозначают количество. К этому моменту они способны освоить сложение.
Совместное с ребенком чтение книжек в раннем детстве, а также дидактические игры с числами и буквами помогают создать базу для обучения в школе.