Как правило, после консультации у психолога принимается решение о дальнейшей программе действий. Часто бывает достаточно разъяснительной беседы с родителями, чтобы разобраться в трудностях, снять волнение или изменить их отношение к проблеме.
Если же в самом деле необходимо психотерапевтическое лечение, то сначала проводится анализ психического состояния ребенка, в ходе которого он осознает суть конфликтов и учится выражать свои чувства словами.
Для достижения этого требуется доброжелательная атмосфера, в которой ребенок чувствует себя уверенно. Встречи с психологом происходят регулярно, и родители должны сотрудничать с ним как можно более тесно.
Contents
Перед первым сеансом
Прежде чем повести ребенка к психологу, нужно ему объяснить, для чего это делается, и рассказать, что будет происходить на приеме. Очень важно быть с ребенком честным и откровенным. Можно, например, сказать, что у него не все получается так, как хотелось бы – указав на трудности в учении или еще что-то, – и причину этого сам ребенок не знает.
Для таких случаев существуют специалисты, которые смогут помочь. Необходимо вселить уверенность, что родители остаются для ребенка опорой и защитой, что они не отводят его к чужому человеку потому, что не хотят больше заниматься им.
1. Родители объясняют ребенку, почему они считают нужным пойти к психологу.
2. При первом посещении родители должны буквально излучать уверенность и надежду.
Терапевтический план
Несколько первых сеансов посвящены обследованию психики ребенка. Тесты и упражнения носят обычно характер игры, и ребенок имеет время привыкнуть к обстановке. По результатам психотерапевт делает выводы. С учетом особенностей и индивидуальных свойств ребенка формулируется заключение, на основе которого подбираются методы, направленные на то, чтобы ребенок сумел выразить свои чувства и фантазии, например в игре или на рисунке. Цель состоит в том, чтобы ребенок идентифицировал проблемы, мешающие физическому и духовному развитию, постепенно освободился от них и использовал для этого свой познавательный и эмоциональный потенциал.
Вопросы родителей к психологу
Перед началом такого курса родители хотят, конечно, задать психотерапевту кое-какие вопросы, например, сколько сеансов и за какой срок должно состояться, сколько будет стоить лечение, нужно ли родителям сопровождать ребенка и т.д. Но самые жгучие вопросы касаются состояния ребенка: как скоро его можно вылечить, как помочь излечению и т.д.
Проходит несколько сеансов, и родители хотят узнать, есть ли улучшения, меняется ли ситуация к лучшему и т.д. Родители должны доверять психотерапевту и дать ему время. Узнав как следует ребенка и оценив его состояние, он сообщит родителям свое мнение и скажет, нужно ли продолжать лечение. Преждевременное его прекращение может негативно отразиться на душевном состоянии ребенка.
Некоторые тяжелые психические расстройства
Главным симптомом аутизма являются серьезные нарушения контактности ребенка. Он практически изолируется от внешнего мира, отсутствует нормальная реакция на раздражители, он не стремится к общению с людьми и плохо переносит любые перемены. Себя он идентифицирует рудиментарно и его психическая структура не может поэтому развиваться как у других детей.
Аутизм
Это психическое расстройство касается, главным образом, психической активности. Оно может проявить себя в четырех-пятилетнем возрасте. Страдающие аутизмом неспособны контактировать с другими людьми и реагировать на раздражители из внешнего мира; они не говорят или говорят мало, начиная с 5-6 лет, они не хотят общаться с родителями, избегают физических контактов и агрессивно реагируют на прикосновения. Они не играют с другими детьми.
Психосиндром раннего возраста
Психосиндром раннего возраста возникает как необратимое изменение вследствие кислородного голодания при рождении ребенка. Клиническую картину составляют психические, эмоциональные и поведенческие отклонения различного характера. Синдром имеет различные проявления и может сопровождаться нарушением восприятия и оценки действительности.