Contents
Признание вне дома
Восьмилетние дети демонстрируют по отношению к другим особенно вежливое поведение хорошо воспитанного ребенка: они усвоили большую часть правил социального поведения и сильнее могут владеть своими импульсами и эмоциями. Вне дома ребенок ведет себя настолько хорошо, что друзья и знакомые по этому поводу очарованы и расточают похвалы родителям. У него нет проблем с завязыванием новой дружбы, игра в группе становится организованней, но в обращении с друзьями он все еще иногда проявляет требовательность и желание всегда быть в центре их внимания.
Погружение в свой мир
В десять лет ребенок более послушен и менее требователен, чем в восемь лет, но полностью погружен в свой мир. Часто возникает впечатление, что он вас совсем не слышит. Но если ему на это укажут, он отвечает доброжелательной реакцией. Он тщательно выполняет свои домашние задания, любит беседы, особенно если в разговоре получает новую информацию, однако часто предпочитает диалог игре.
Значение семьи
Для десятилетнего ребенка семья становится центром его интересов. Отношение к матери отличается интенсивностью, дискуссии и споры редки. Если в семье дружелюбный и гармоничный климат, он склонен ее идеализировать и не может себе представить, что другая семья может быть лучше.
Он наслаждается совместными выездами за город, путешествиями на каникулах и другими занятиями. Он восхищается родителями и открыто проявляет свою любовь и привязанность.
Десятилетний ребенок любит совместные занятия с родителями и с большим воодушевлением рассказывает об этом своим друзьям.
Сомнение в родителях
К двенадцати годам ребенок снова проводит с родителями меньше времени и предпочитает общество друзей. Он становится реалистичнее и развенчивает миф о родителях, которых он так сильно идеализировал в десять лет. Семья уже не кажется такой безупречной и он вырабатывает свое собственное критическое мнение относительно образа действий родителей, братьев и сестер. Он развивает свою инициативу, во всяком случае в областях, которыми интересуется,и реагирует на критику, исходящую от родителей.
В двенадцать лет дети часто ставят под вопрос мнение родителей, особенно в отношении тех, с кем они общаются непосредственно.
Практические советы
Социальное развитие ребенка сопровождается многочисленными конфликтами, как личного характера, так и общественного. Это время называется переходным периодом или периодом приспособления, когда ребенок приобретает новые знания, жизненный опыт и требует к себе особенно чуткого отношения, понимания и терпимости.
Семейный климат, в котором господствуют понимание и диалог, способствует развитию самостоятельности.