Половая идентичность
Рано, уже около трех-четырех лет дети начинают понимать различие между полами. С возрастом они все больше интересуются этим явлении, требуют информацию своей идентичности. С девяти-десяти лет этот интерес все больше концентрируется на сексуальных отношениях взрослых и на механизмах продолжения рода, хотя пока еще отсутствует интерес к собственной сексуальной активности. Это типичный возраст, когда дети хихикают, видя, как целуются взрослые.
Время, когда ребенок обращает этот интерес на себя, – самое подходящее, чтобы дать ему наиболее исчерпывающую информацию о вопросах секса. На вопросы детей следует отвечать адекватной, полной и понятной манере, чтобы он не пользовался рассказами своих товарищей, которые знают об этом так же мало и только укрепляют неправильные представления.
Девочки сердятся, когда мальчики поднимают им юбку, хотя те делают это из чистого любопытства и ради шутки.
Около девяти лет поведение детей заметно меняется. С этого времени исчезает эгоистичная и требовательная манера поведения, характерная для маленьких детей, все реже от них можно услышать детские отговорки и извинения. Они наслаждаются тем, что обладают определенной свободой, позволяющей сильнее ощущать свою идентичность и чувствовать самого себя. Приступы ярости и гнева все больше уступают разумному способу подавления недовольства и разочарований. Детям нравятся командные игры с друзьями, и они охотно помогают тем, кому нужна их помощь.
Совместные игры формируют характер, а соблюдение правил игры стимулирует укрепление дисциплины и самообладания.
Психическое развитие
Период между шестью и двенадцатью годами представляет собой важный отрезок в жизни ребенка. Речь идет о переходном периоде, в процессе которого приобретенные знания, опыт и новые социальные отношения во многих аспектах меняют поведение ребенка. Стремление к эмоциональному равновесию вызывает у него желание приспособить свои чувства и ожидания чего-то к реальности. Периодически он высвобождается из защищающего круга семьи, проводит больше времени со своими друзьями, открывает различие между полами, укрепляет свою личность и учится владеть своими эмоциями.
Психические и познавательные изменения
В этот период во многих своих требованиях ребенок становится более зрелым. К значительному физическому росту прибавляются развитие познавательных способностей и первое открытие сексуальности. У мальчиков этот процесс начинается между одиннадцатью и шестнадцатью годами, у девочек – между восемью и тринадцатью.
Когда девочки замечают первые изменения в своем теле, им хочется уже одеваться, как взрослые, чтобы показать, какими они стали большими.
Чем старше становятся дети, тем больше они ищут близости и признания более взрослых товарищей по играм, служащих им примером.
В этом возрасте дети живо интересуются всем, что связано с сексуальностью. Вся информация, которую им дают, должна быть ясной и простой в понимании, полезен также дидактический материал. Таким образом можно избежать неясностей в этом новом для них аспекте жизни.
Каждый шаг в развитии приближает ребенка к возрасту взрослого человека, и одновременно изменяется его представление о самом себе. Опыт с каждым разом лучшего владения своими реакциями и эмоциями придает ему уверенности при общении с другими, он учится давать и брать. Он учится оценивать значения и понятия, воспринимать их с более сложной стороны. Около двенадцати лет его мышление настолько развито, что он способен абстрактно мыслить, думать логически и делать выводы.
Детям требуется свобода, чтобы иметь возможность познавать, общаться и приобретать жизненный опыт, который предоставляет им окружение.
В первые пять лет жизни формируются основополагающие черты характера ребенка, поэтому раннее детство является решающим фактором. Личность ребенка складывается в результате отношений, в которые он вступает.
Если эти отношения протекают нормально, то из него вырастает психически здоровый счастливый человек. Наиболее важными для ребенка, безусловно, считаются семейные отношения, особенно отношения с родителями. Ребенок нуждается в их внимании, заботе, нежности, защите и уходе. Первый опыт, который имеет ребенок в этой области, значительно влияет на все его будущее поведение. Если семейный климат неблагоприятен, то следствием его становятся конфликты, как с родителями, так и во всех возможных сферах жизни.