Трудно переоценить важность сказочных историй для малыша, достаточно вспомнить, как мы сами когда-то в далеком детстве с нетерпением ждали, когда же, наконец-то, мама закончит все дела, сядет рядышком и раскроет заветную книжку с красочными картинками…
Чему учат сказки
Ребенку гораздо проще объяснить некоторые житейские истины с помощью сказок – они им понимаются и запоминаются легче, чем любые умные и скучные взрослые разговоры. Понаблюдайте за своим малышом, когда он слушает сказку, и вы придете к выводу, что они дают ему.
Эмоциональное развитие. Сочувствовать главному герою, грустить над грустными и смеяться над забавными историями, уметь отличать одно от другого, получить первые представления о том, что такое Добро и Зло, испытать всю палитру человеческих эмоций – все это способна дать маленькому человечку добрая, мудрая сказка.
Психическое развитие. Жадный Кощей, смелый Иван-царевич, мудрая Василиса. Сказка как нельзя лучше объясняет все эти понятия и помогает ребенку разобраться в сложных реальных человеческих отношениях.
Интеллектуальное развитие. Каждая сказка – источник новых слов и выражений. Смысл одних понятен малышу, о других он спросит у вас, а для этого ему придется сформулировать вопрос – чем не обучение разговорному языку? Кроме того, пытаясь понять услышанное, ребенок начинает задавать вопросы самому себе и искать на них ответы, то есть развиваться умственно.
Старайтесь читать сказки с выражением, четко выговаривая слова – так малышу будет понятнее смысл сказки. Не злоупотребляйте телевизором и аудиокнигами – они, конечно, способны временно заменить маму, но живое общение малышу важнее.
И еще: найдите правильное время для сказок, ведь недаром их читают обычно перед сном, когда любые образы наиболее прочно закрепляются в подсознании, становясь в дальнейшем основой формирующегося характера. Хотите узнать об этом подробнее? Приглашаем вас на сайт Супермама – sypermama.com.
Осторожно, сказки!
Вместе с тем, помните, что сказка, при всей своей кажущейся безобидности, – мощное средство воздействия на неокрепшую психику ребенка, и оно далеко не всегда бывает положительным. Психотерапевтам всего мира известны, например, «комплекс Герды», «комплекс Русалочки», «комплекс Оловянного Солдатика» и т.д., что сформировались именно под влиянием сказок.
К сожалению, не существует списка сказок, которые можно, а которые нельзя читать по той простой причине, что все дети разные, и одни и те же истории воспринимают по-разному и делают из них разные выводы. Даже одна и та же сказка, прочтенная одному и тому же ребенку, но с интервалом в полгода, может быть воспринята совсем по-другому.
Как же быть? Но ведь лучше вас никто не знает своего ребенка, и вы примерно представляете себе, как он отнесется к той или иной истории, не так ли?
А поэтому, чтобы не ошибиться с выбором сказок:
-прежде, чем читать их малышу, прочтите данный опус самостоятельно и сделайте нужные выводы: соответствует ли сказка возрасту малыша и какое она окажет на него действие;
-при чтении внимательно наблюдайте за реакцией ребенка. Чрезмерное возбуждение, слезы, последующая бессонница – повод задуматься;
Не все так страшно: психика ребенка пластична, и даже самая страшная или печальная сказка со временем забудется при условии, что малыш не услышит ее вновь. Поэтому анализируйте собственные ошибки, исправляйте их вовремя, и пусть сказки доставят удовольствие и вашему ребенку, и вам!