Под техникой учебной работы понимаются все методы и приемы, применение которых необходимо в процессе обучения и с помощью которых мы, так сказать, учимся учиться. Для детей и подростков рекомендуются следующие методы. Подчеркивание или выделение особо важных отрывков текста. Обобщение текста простыми и ясными словами.
Синопсис, т.е. анализ и синтез написанного текста.
Данный метод особенно полезен в естественных и экономических науках, так как здесь можно рисовать стрелки, скобки и другие условные знаки, помогающие визуальному запоминанию. Пользование справочниками: словарь или энциклопедия незаменимы для узнавания и запоминания понятий.
Подготовка реферата: заметки, идеи и информация организуются в системе, позволяющей разработать и изложить взаимосвязи между концепциями и идеями.
Нижеследующие приемы включаются учителем в план урока, чтобы ученики могли прибегать к ним во время выполнения домашних заданий.
Упражнения на понимание текста: когда ученик уже знает все буквы и бегло читает, нужно научить его понимать содержание прочитанного. Умение идентифицировать важнейшую часть текста – самое главное для понимания.
Упражнения в письменных высказываниях: в противоположность устным высказываниям, при письме нужно лучше владеть синтаксисом и иметь больший запас слов.
Кроме того, любой текст должен быть связным и понятным. Упражнения в устных высказываниях: прочитав текст, ребенок должен уметь пересказать то, что понял.
По манере использования слов можно определить, насколько хорошо ребенок понимает их значение. Поначалу дети понимают прочитанное и услышанное, но не в состоянии повторить его в виде пересказа. Синхронная запись: записывать ключевыми словами устное сообщение – превосходное упражнение, при котором повышается уровень концентрации и развивается аналитическое мышление.
Обсуждение: при обсуждении темы учащийся развивает способность ассимилировать выученные прежде сообщения и сопрягать их с приобретенными знаниями. Он тренируется в мастерстве высказывания и в логичном его построении, а кроме того, вносит новые идеи.
Дискуссия: это упражнение дополняет обсуждение. При нем необходимы хорошее знание материала и умение защищать свою идею против оппонентов. Ученик тренируется в защите своих утверждений и в подборе доказательств, должен предусмотреть возможные контраргументы и возразить на них. Сам он должен быстро и находчиво приводить свою аргументацию.
Эксперимент: подготовка и проведение экспериментов требует практического применения всех имеющихся знаний. Экспериментирование, наблюдение и обработка результатов помогают формированию объективности, критического взгляда и совершенствуют теоретические знания путем применения их на практике.
Если школьник имеет возможность применять все эти методы и приемы под руководством опытных преподавателей, то его интеллектуальный потенциал получает шансы для развития и перед ним может открыться неплохое будущее.