Иногда дети реагируют на события, которые потрясают их душу (перемена школы, конфликт в семье, смерть кого-то из близких), уходом в себя. Они замыкаются или становятся агрессивными, плохо спят, раздражаются и мучаются неразрешимыми проблемами. Эти факторы исчезают после того, как изживает себя ситуация, давшая толчок негативным реакциям. Но в отдельных случаях симптомы приобретают постоянный характер и влияют на психическое развитие. В период от 6 до 12 лет эмоциональные конфликты обычно затухают, но именно теперь следует внимательно наблюдать за признаками внутреннего разлада.
Конфликты и проблемы неизбежны в естественном развитии ребенка. Нужно только проследить, чтобы они не приобрели постоянного характера.
Дети с нарушением мотивации
Иные дети почти недоступны действию раздражителей. Они апатичны, часто унылы, стараются избегать всяких действий, направленных на успех и диктуемых ответственностью. Причины нарушений мотивации могут быть разные. В самую первую очередь надо выяснить, носит нарушение временный или постоянный характер. Дети с депрессиями имеют обыкновение изолироваться от внешнего мира и ничем не интересуются. Апатичное поведение может скрывать глубокое уныние.
Неуверенные в себе дети могут сторониться других, потому что в присутствии чужих робеют еще больше. Причиной может быть и низкая самооценка, потому что такие дети опасаются выпадов против себя и унижения и заранее самоустраняются. Часто они склонны идеализировать родителей и приписывать им всемогущество и именно поэтому комплексовать из-за своей неполноценности. Если ребенок надолго замкнулся в себе, нужно проконсультироваться у психолога и выяснить, в чем причина.
У апатичных детей нарушена связь с внешним миром. Внутренний или внешний конфликт мешает им испытать радость от решенной задачи или достигнутой цели.
Дети с задержкой в развитии
Это нарушение может быть связано с описанным выше, так как апатичные дети реагируют на раздражители из внешнего мира медленнее. Естественно, наследственность может сыграть здесь свою роль, но немалую долю ответственности несет манера поведения родителей, которую ребенок воспринимает через ассимиляцию. Он идентифицирует себя с ними и имитирует их поведение. Часто можно наблюдать сходство детей с родителями не только во внешности, но и в характере. Наблюдение за усыновленными детьми показало, что они через некоторое время начинают походить на своих приемных родителей, так как ассимилируют их поведение.
Задержка развития может случиться у детей очень активных и энергичных родителей – поведение детей нервирует их, заставляет беспокоиться об их развитии, а нервозность еще более усиливает замкнутость детей. Они попадают в заколдованный круг, способный довести родителей до отчаяния. Если дети чрезмерно опекаются родителями, они также могут проявлять незаинтересованное поведение. Им удобнее существовать на подсознательном уровне, потому что родители делают все за них. В таких случаях не рекомендуется решать проблемы вместо детей, как бы ни раздражала их медлительность; нужно набраться терпения и дать ребенку довести дело до конца. Часто таким детям просто требуется больше времени для выполнения задания.
Решение проблем не должны брать на себя родители, даже если так выйдет скорее. Ребенку с задержкой развития просто требуется больше времени, но он также способен достичь поставленной цели.
Неприспособленные дети
Приспособление к окружающей среде – комплексный процесс. Насколько быстро и успешно он протекает, зависит как от требований среды, так и от реакции ребенка на них. Первым шагом при наличии данной проблемы является выяснение причин, потому что состояние ребенка может быть временным или постоянным. Наблюдение покажет, при каких обстоятельствах возникают затруднения и какими причинами они могут быть вызваны.
Если неприспособленность обусловлена депрессивными самокритичными тенденциями, то такие дети плохо засыпают и страшатся умереть. Они чувствуют себя отторгнутыми, не просят помощи и не имеют мотивации для ответственного поведения. Дети беспокойные, нервные и рассеянные, которые всегда хотят быть в центре внимания, тоже нелегко подстраиваются к условиям внешнего мира. Их агрессивность возникает не только как ответ на обстоятельства и требования общества, но и как результат внутренних фантазийных представлений и страхов, которые ребенок связывает с другими лицами.
Слишком «правильные» дети тоже могут оказаться неприспособленными, так как боятся совершить ошибку и ставят самим себе слишком высокие требования. Неприспособленность детей — симптом, причины которого нужно выяснить. Это может быть реакцией на определенную ситуацию, а может быть постоянным состоянием.