Воспитывать – значит также радоваться всем успехам ребенка. Между воспитанием, которое предусматривает в особых случаях строгость и наказания в качестве воспитательных мер, и наказанием как единственным принципом существует большая разница.
Совершенно естественно, что родители устанавливают определенные правила и нормы поведения и настаивают на их выполнении. Но иногда родители занимают последовательную позицию, а бывает, что они ставят ограничения, подкрепляя их систематическими наказаниями. Это два разных типа воспитания.
Наказание, где задействована сила или лишение любви родителей, очень сильно ранят малыша, а такие душевные раны, часто оставляют глубокий след и могут повлиять негативно на будущее ребенка.
Запрещения в этом случае понимается из страха наказания. В качестве воспитательного метода такое наказание непригодно, а даже и непродуктивно. У ребенка такие методы воспитания вызывают неприязнь к родителям. Возможно, что длительное время у ребенка накапливается скрытая агрессия, ребенок чувствует бессилие и унижения.
Ребенок понимает, что внешнее поведение важнее причин, побуждающих такое поведение. Во избежание этого, детям нужно разъяснять почему делать какие-то вещи нельзя.
Часто родители бывают нетерпеливы, бывает нервишки шалят. Но выплескивать свое раздражение на детей недопустимо. О каком диалоге может идти речь, если родители начинают кричать? Наказание, в виде единственного метода воспитания не поможет, если от ребенка нужно добиться соблюдения правил поведения. Наказание только отдалит ребенка от родителей, осложняет отношения в семье.
Во время конфликта родители должны вести себя не так как дети, быть сдержаннее. Правильное поведение в этой ситуации – сохранять спокойствие и искать разумное решение.
Разумное разрешение конфликта
Если родители ежедневно и по многу часов проводят за дискуссиями с детьми, твердя как плохо не убирать свою комнату, как плохо ссориться с братом или сестрой и т.п., то они впустую тратят энергию, которая очень понадобится им в других ситуациях. Запасы психической энергии не безграничны, и что потрачено на бессмысленные разговоры, не вернется для игр и веселого общения с детьми. Повторяясь изо дня в день, пререкания создают в семье атмосферу дискомфорта и приводят к тому, что дети вообще перестают слушать, потому что убеждаются – родителям не угодишь. Возможно, пригодится такой совет: заняться одним, на данный момент самым важным конфликтом, не решая все проблемы одновременно.
В каждом культурном ареале воспитание осуществляется по своей системе. В каждой культуре, как примитивной, так и высокоразвитой, есть своя система воспитания. Совокупность идеологических, религиозных, моральных и социальных ценностей и их накопление в ходе истории составляют основу того, чего ожидают от детей как будущих членов общества соответствующего культурного ареала. В некоторых арабских странах девочку наказывают за то, что она не закрыла лица, выйдя на улицу.
В большинстве стран, обладающих обязательной для всех системой образования, с детьми идет непрерывная борьба по поводу того, сколько часов им нужно сидеть за уроками. Когда они подрастают и начинают проводить вечера вне дома, поводом для раздоров служит время возвращения домой. В некоторых восточных культурах детей обучают чрезвычайно сложным комплексам социальных норм. Время и терпение являются здесь самыми надежными помощниками, причем заранее учитывается, что ребенок в процессе обучения неминуемо будет совершать ошибки. В западных странах, наоборот, до ребенка стараются довести поскорее все основы и забывают, что промахи – суть элементов учебного процесса.
В прежние времена ребенку в качестве воспитательной меры ребенку одевали дурацкий колпак, чтобы сделать его посмешищем в глазах товарищей. Дети далеко не всегда могут руководствоваться собственной свободной волей. Родители должны использовать свое влияние, чтобы побудить их вести себя в пределах общепринятых норм.