Как развивать в детях лучшее

Воспитательные приемы

Похвала и поощрение – самый эффективный метод воспитания

Если дети слышат от родителей одобрение своим качествам или способностям, это помогает прийти к нормальной самооценке и формированию личности.

Когда ребенок сделал что-то хорошее, например, достиг успехов в школе, нужно его похвалить. Нередко дети изумляют своих родителей совершенно неожиданными качествами.

Когда разговоры вертятся исключительно вокруг того, что дети сделали то-то и то-то неправильно, в семье возникает неблагоприятный климат, который искажает восприятие реальности. Ибо любой ребенок, без всякого сомнения, обладает данными от природы свойствами и способностями, достойными похвалы.

Похвалу нужно высказывать, поскольку дети нуждаются в мотивации. С другой стороны, и родители испытывают на себе влияние детей и могут, как ни парадоксально это звучит, многому от них научиться. Восприимчивость детей, врожденное чувство справедливости, любознательность и творческая энергия часто поражают нас, взрослых. Если положительные качества детей подчеркиваются с похвалой, то это помогает им развиваться и расширяет сферу интересов.

Ребенок больше обращает внимание на то, что приносит ему похвалу. Оценка ребенка и суждение о нем должны определяться его хорошими свойствами, а не тем, чего он не умеет или что он плохо делает.

Как приучить ребенка к хорошим мультфильмам читайте в теме “Ребенок и мультфильмы: любовь с первого кадра “.

Материальное вознаграждение как воспитательный прием

Вознаграждение в виде денежных подарков весьма спорный воспитательный прием; ребенок быстро придет к убеждению, что за все полагается плата, и начнет ждать ее, совершив хороший поступок. Доходит до того, что дети заранее требуют денег за любые свои положительные действия. Поэтому целесообразно дозировать данный вид поощрения. Ведь существуют и другие способы выразить одобрение; такие слова, как «Ты хорошо поступил» и подобные им, создают достаточную мотивацию, особенно для неуверенных в себе – тогда они являются настоящим бальзамом. Они ощущают радость и подъем, если видят, что их успех оценен по достоинству. При таком характере поощрения можно не бояться передозировки.

Совершенных детей не бывает

Родители часто считают, что их дети потому проявляют нужные реакции и соблюдают правила, что получают правильное воспитание. Однако как родители не свободны от ошибок, так и дети не могут быть совершенными. Детям, как и их родителям, предстоит прожить свою собственную жизнь, и они вправе совершать ошибки и заблуждаться, как это случалось с родителями в их детстве. На ошибках они учатся и принимают собственные решения. Ни один ребенок, какое бы воспитание он ни получил, не оправдает всех ожиданий родителей.

Убеждение – как воспитательный прием

В трудных ситуациях целесообразно гибко выбирать стратегию, а не упорствовать в своей позиции, не наказывать и не бранить чрезмерно. У альтернативной позиции одна цель: изменить неправильное поведение ребенка и создать конструктивную обстановку для обсуждения проблемы. Нельзя доводить себя до идеи возмездия: ты делаешь нечто, что злит меня, поэтому я буду злить тебя. В таком случае возникает заколдованный круг, делающий невыносимой совместную жизнь родителей и детей.

Игнорирование вызывающее поведение как воспитательный прием

Иногда дети ведут себя так, что явно провоцируют родителей и хотят быть в центре внимания. Например, отказываются от еды, говорят глупости или бранные слова, упрямо противоречат всему, что им скажут. Здесь лучше всего вообще проигнорировать происходящее. Не найдя публики, ребенок теряет желание продолжать в том же духе.

Демонстрация последствий дурных поступков – как воспитательный прием

Ребенок должен увидеть последствия своих плохих поступков, чтобы научиться прогнозировать результаты. Разумеется, это возможно, когда от его действий не проистекают опасности или ситуации, с которыми он в его возрасте не справится. Если ребенок не подготовился к экзамену и отложил все на последний момент, пусть провалится на экзамене. Если он повздорил с друзьями, пусть он сам ищет, как исправить положение. Он не сможет развить способность к самостоятельному решению проблем, если его всегда и везде охранять от неприятностей.

Допустимо проявлять гнев, но только недолго

В иных ситуациях просто невозможно удержаться от гнева и раздражения. Родители могут показать это ребенку, но должны постараться не затягивать объяснение на высоких тонах, не разражаться бранными тирадами, а сообщить ребенку суть проблемы. Ребенку и без того тяжело, что он рассердил родителей, и такое состояние не должно затягиваться. Проявление родительского гнева служит одной цели, а именно, дать понять ребенку, каким проступком он вызвал гнев. Спустя некоторое время отношения должны нормализоваться. Часами ходить с перекошенным лицом или, что еще хуже, не разговаривать с ребенком — значит, без всякого смысла удерживать неприятную ситуацию.

Побои и пощечины – недопустимые методы в воспитании

Чтобы призвать ребенка к порядку и показать ему нежелательность его поведения, совсем не обязательно воздействовать на него физически. Всегда может случиться, что ребенка накажут шлепком или пощечиной, но родителям нужно знать: такой метод не достижение. Взрослые должны вести себя как взрослые и подавать детям хороший пример. Если побои, даже не очень сильные, входят в привычку, создается ситуация, в которой ребенок чувствует себя слабым. Он превращается в жертву в руках более сильного. Зачастую он из самозащиты становится индифферентным к этому виду наказания. Дети нуждаются в диалоге.

Отвлечение иногда совершает чудеса

Если ребенок упорствует в своем поведении и не поддается никаким уговорам, то полезно просто привлечь его внимание к чему-то другому. Можно сменить тему разговора, почитать с ним книжку, начать рядом с ним какую-то игру. Как правило, ребенок забывает о конфликте или неожиданно уступает в том, в чем упорствовал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *