Contents
Ответственное поведение
Все цивилизации и общественные формации в истории человечества ставили вопрос, как воспитывать детей и как возникает в них чувство ответственности. Зачем мы передаем им моральные установки и представление о духовных ценностях?
На этот вопрос существует множество ответов, и все они обоснованные, но одно бесспорно: системы моральных и духовных ценностей суть основной признак общества, и они тесно взаимосвязаны со свободой выбора.
Приучать к ответственности – совсем не значит передавать информацию или делать из наших детей примерных учеников; скорее, это движение навстречу их желанию искать и понимать истинные ценности в любой сфере жизни и жить в соответствии с ними. Нормы родителей и общества указывают ребенку, что именно надлежит уважать.
Если он нарушит эти нормы, то навлечет на себя последствия.
Необходимые условия
Родителям следует с самого начала требовать от детей уважения, потому что оно – основа для выработки системы ценностей. Позднее опора на авторитет родителей уступит место способности к независимому мышлению и критическому анализу.
Условия ответственного поведения:
Целеустремленность и настойчивость. Все виды человеческой деятельности, направленные на достижение цели, требуют этих качеств. Если ребенок настаивает на своем желании не целеустремленно, он не получит желаемого. И тогда добиться цели будет трудно и появится неуверенность.
Способность различать добро и зло, иными словами этическая совесть. Этот внутренний голос зарождается на основе собственного опыта, усвоенных правил и общественных норм, голос говорит ребенку, что можно делать, а что нет. Пиаже в этой связи придает взаимному уважению детей и родителей большое значение.
Также читайте:
Как полюбить домашние задания?
Нежелание учиться: что делать?
Индивидуальные свойства личности
Зрелость и умение делать выводы: Фрейд и Пиаже согласны в том, что чувство долга проистекает из уважения, которое дети испытывают к взрослым. С этой точки зрения, первоисточниками истины являются родители, а затем ребенок модифицирует их мнения в соответствии со своим опытом и размышлениями.
О некоторых отличиях
Иногда родители видят в детях уменьшенные копии взрослых, приписывая им умение рационально мыслить, пусть даже у них нет опыта и знаний. Родители полагают, что стоит только снабдить детей знаниями, как они начнут грамотно рассуждать. Но так не бывает.
Рациональное мышление развивается с годами, и способности к нему зависят от уровня и внутреннего духовного состояния. Различия детей обусловлены частично влиянием взрослых, частично биологией организма.
Способность девочки стать в будущем матерью заметно отличает ее от мальчика.
Больше дела, меньше слов
Уважение к родителям детерминировано их действиями и их словами. Бывают родители, никогда не повышающие голоса на детей, тем не менее дети их слушают и почитают; и бывают другие, которые кричат по всякому пустому поводу, не вызывая ни послушания, ни уважения.
Не стоит также увлекаться длиннейшими лекциями и устраивать совещания по любому вопросу.
Детям совсем не нужно принимать участия в решениях, которые касаются только взрослых, потому что они еще не достигли нужного уровня зрелости. Родители, которые при малейшем конфликте обрушивают на детей водопад слов, перенапрягают их и одновременно недооценивают силу немногословия. Все штрафные санкции обсуждаются родителями только между собой.
Вовлечение детей в полезную для них работу способствует установлению хороших отношений и взаимоуважению.
Сказки
Питер Пэн – олицетворение безответственного ребенка. Он навсегда хочет остаться маленьким, живет в Никакой стране, где нет ни дома, ни обязанностей.
Венди симпатизирует Питеру и увлечена его миром, но из чувства ответственности и любви к родителям она все-таки возвращается домой.
Сказки – древние, передаваемые первоначально в устной форме истории, сохранившиеся до нашего времени. В них за фантастическими сюжетами кроются моральные принципы и основные конфликты человеческой души, в них, как в зеркале, отражаются общественные системы ценностей: мужество, храбрость, доброта, честность… и ответственность.
Рассказывать сказки целесообразно, они поддерживают общение родителей и детей и развивают фантазию. Питер Пэн, известный сказочный персонаж, воплощает в себе детскую безответственность. Он не хочет взрослеть, живет в Никакой стране, где дети целыми днями только играют.
Венди и ее брат живут в Лондоне и завидуют Питеру, потому что тот ведет жизнь без обязанностей и без взрослых. В один прекрасный день они отправляются за ним на остров, где с ними случаются разные приключения.
И все-таки, когда Венди окончательно решает, вернуться ли домой или навсегда остаться на острове, она выбирает возвращение. Она ответственный человек и знает, что стать взрослой – закон жизни. И кроме того, в мире Питера Пэна отсутствует нечто очень важное – любовь и нежность родителей.